ГБУ Волгоградский ППМС-центр приступает к выпуску мини-газеты «Вестник ранней помощи», которая  будет рассказывать  о ранней помощи детям и их семьям, проживающим в Волгоградской области, о работе служб ранней помощи, созданных в образовательных организациях региона, о новом интересном опыте и методических разработках.

В настоящее время раннему возрасту уделяется самое пристальное внимание со стороны медиков, психологов, педагогов, дефектологов. И это не случайно. Ранний возраст является уникальным, стратегически важным для всего последующего умственного, физического, речевого и эмоционального развития ребенка. Отклонения в моторном, психическом, речевом и эмоциональном развитии, которые проявляются уже в раннем возрасте, отрицательно влияют на дальнейшее развитие ребенка, вызывая трудности в овладении чтением, письмом и счетом, являются причиной появления вторичных психологических наслоений и школьной дезадаптации.

Своевременное выявление таких детей и выстраивание системы их сопровождения в раннем и дошкольном возрасте позволяет выстроить систему комплексной помощи, которая, в свою очередь, открывает для значительной части детей возможности своевременной социализации, включения их в общий образовательный поток (интегрированное обучение) уже в дошкольном возрасте. Кроме того, ранняя помощь помогает родителям понять особенности своего ребенка, научиться правильно взаимодействовать с ним, повысить свою психолого-педагогическую компетентность.

            Развитие системы ранней помощи является одной из основных задач государственной политики как в России, так и в Волгоградской области. В целях развития ранней помощи на территории нашего региона были созданы и продолжают развиваться службы ранней помощи.

Ресурсным центром по ранней помощи является  ГБУ Волгоградский ППМС-центр, в обязанности которого входила работа по анализу, систематизации и подбору эффективных методик и технологий оказания помощи семьям, воспитывающим детей раннего возраста; по организации и проведению конференций, семинаров, круглых столов, форумов со специалистами служб ранней помощи; разработке нормативно-правовых документов, методических материалов по вопросам оказания помощи детям и семьям, анализу отчетных материалов служб ранней помощи.

 Служба ранней помощи ГБУ Волгоградского ППМС-центра практикует различные формы работы: индивидуальную, групповую, консультирование родителей, домашнее визитирование, беби-группы, родительский клуб. Беби-группы реализуют  Программу «Шагай вместе с нами», которая  охватывает следующие направления развития детей: социально-коммуникативное развитие, познавательное развитие, речевое развитие, художественно-эстетическое развитие, физическое развитие.

Следует отметить, что в течение трех лет сеть служб ранней помощи на территории Волгоградской области  значительно расширилась за счет создания новых служб, в том числе, в организациях здравоохранения  и учреждения социальной защиты населения, что позволило  повысить доступность получения помощи семьями с детьми. В настоящее время в регионе  действует  165 служб ранней помощи, из них 80 созданы в учреждениях здравоохранения, 55 – в образовательных организациях, 30 – в учреждениях социальной защиты населения. Заключено 53 соглашения о сотрудничестве между различными организациями, в том числе в рамках межведомственного взаимодействия. Увеличилось количество детей, получивших услуги ранней помощи.

На начальных этапах организация системы ранней помощи в регионе осложнялась недостаточно согласованными действиями различных служб и ведомств, поэтому развитие и совершенствование межведомственного взаимодействия и социального партнерства и в настоящее время весьма актуально.

Еще одной проблеме – недостаточной информированности родителей, воспитывающих детей раннего возраста, о возможности получения различного рода услуг в учреждениях различных ведомств – будет посвящена большая часть первого выпуска «Вестника ранней помощи».

Важно, чтобы работа служб была регулярной, систематической, а специалисты вовремя узнавали вести о развитии других служб ранней помощи, появлении новых форм и методов работы. Надеемся, что наш Вестник будет этому способствовать.

Основными принципами работы ресурсного центра по оказанию ранней помощи являются объединение усилий всех ведомств и родительского сообщества, активная позиция родителей. 

 Эта идея неоднократно подчеркивалась  участниками интерактивной площадки «Ранняя помощь как инструмент формирования активной позиции родителей», которая работала   28.02.2022 года на базе ГБУ Волгоградского ППМС-центра.  В мероприятии приняли участие 78 руководителей и специалистов служб ранней помощи образовательных организаций, организаций здравоохранения и социальной защиты населения, ответственных за сопровождение детей раннего возраста, представители ВОРДИ.

Участники мероприятия были ознакомлены с цифрами и фактами, подтверждающими не только эффективность    общих мер по ранней помощи, но и необходимость информирования родителей, особенно воспитывающих детей в возрасте до 1,5 лет, о возможности получения различных видов помощи. Число служб ранней помощи стабильно, но каждая из них совершенствует свою деятельность, набирает опыт и готова в недалеком будущем делиться эффективными практиками.

О работе специалистов детских поликлиник и других учреждений здравоохранения  рассказал представитель комитета здравоохранения Волгоградской области: именно они первыми сталкиваются с проблемами, возникающими в семьях при появлении ребенка-инвалида и предпринимают меры по лечению детей, оказанию помощи семьям, направлению их в службы ранней помощи учреждений образования и социальной защиты населения.

Службы ранней помощи учреждений социальной защиты населения также являются активными субъектами системы оказания ранней помощи детям и семьям.  Представитель реабилитационного центра для детей-инвалидов «Надежда» обосновал актуальность ранней помощи в нашем регионе, назвав причины детской инвалидности, цели и задачи ранней помощи. Получателями услуг учреждений соцзащиты являются 470 детей раннего возраста, прежде всего это дети-инвалиды (чаще всего с генетическими заболеваниями) и дети группы риска, составляющие самую многочисленную категорию. Для того, чтобы качественно реализовывать программы сопровождения ребенка и семьи, проводить занятия в детско-родительских группах, обучать родителей, в том числе в родительских клубах, 69 специалистов учреждений соцзащиты из 152 прошли специальное обучение.

Следует отметить, что с целью информированности родителей о действующих службах ранней помощи и оказываемых услугах на территории Волгоградской области размещены баннеры.


 «Любое обучение связано с эмоциями»,- утверждал великий  Платон, а суметь научить другого тому, что познал сам – это призвание порождать в людях эти эмоции. Именно такая стратегия лежала в основе двухдневного семинара-практикума для специалистов служб ранней помощи Волгоградской области на тему  «Организация ранней коррекционной помощи детям с ОВЗ и инвалидностью и их семьям, который проходил 14-15 сентября 2021 года в онлайн-режиме на платформе Мираполис.

Приветствовала участников регионального семинара-практикума Косьяненко Л.Ю., заместитель директора ГБУ Волгоградского ППМС-центра. В процессе своего выступления она проинформировала специалистов служб ранней помощи Волгоградской области о качестве и количестве услуг, оказанных детям с ОВЗ и инвалидностью, их семьям, о требованиях к предоставлению статистических отчетов по этому направлению работы, отметив важность и своевременность предоставления данных по оказанию ранней коррекционной помощи.

О единстве нормативно-правовой базы в работе служб ранней помощи, столь актуальной для современной действительности, рассказала Акимова С.А., педагог-психолог ГБУ Волгоградского ППМС-центра, указав на ряд важных изменений в ведении документации службы. 

Практическими знаниями и приемами в организации ранней коррекционной помощи детям с ОВЗ и инвалидностью и их семьям поделились специалисты: Антонова А.А., учитель-дефектолог (Руднянский район), Саенко Н.И., учитель-дефектолог (г. Волгоград), Разбадохина А.А., учитель - логопед (г. Волгоград), Шабанова Н.С.,педагог-психолог (г. Михайловка) прошедшие курсы повышения квалификации в институте коррекционной педагогики Российской академии образования.

 Плодотворная двухдневная работа более 50 специалистов из учреждений образования, здравоохранения и социальной защиты населения позволили сделать важный вывод о том, что только  своевременное психолого-медико-педагогическое сопровождение детей раннего возраста разных категорий и коррекция нарушений в их развитии в тесном взаимодействии родителей со специалистами  является  залогом их успешного обучения и  социализации   в обществе.


Сегодня, 02.06.2021г., у нас прошел праздник детства под названием  «Дети одного солнца!», посвященный Дню защиты детей. Для ребят была организована  увлекательная игровая программа. Самая красивая кукла с голубыми волосами Мальвина пришла на праздник с веселыми и музыкальными заданиями. Вместе с мамами малыши играли, танцевали, летали на самолете, ехали на паровозе, даже попали в мыльную бурю. За активное участие в празднике Мальвина каждого малыша наградила воздушным шариком, вкусными лакомствами .


           На базе РОП ГБУ Волгоградского ППМС-центра продолжает свою работу второй состав Центральной психолого-медико-педагогической комиссии Волгоградской области. По направлению образовательной организации либо по заявлению родителей специалисты проводят обследование детей и по результатам диагностик при необходимости выдают заключение о создании специальных условий получения образования. Обследование проходит в благоприятной психологической обстановке с подробной консультацией специалистов по каждому конкретному случаю.  

        В первом полугодии 2021 года прошло 31 заседание ЦПМПК РОП, в результате был обследован 91 ребёнок, 25 из которых - дети-инвалиды. 55 обследованных признаны обучающимися с ограниченными возможностями здоровья, им предоставлены специальные условия образования: адаптированные  образовательные программы, коррекционные занятия с «узкими» специалистами и др. 36 обследованных признаны нуждающимися в получении психолого-педагогической помощи. Кроме того,  клиентов, обратившихся в ЦПМПК РОП, получили консультативную помощь по интересующим вопросам.

От появления в семье ребенка с «особыми образовательными потребностями» не застрахован никто. В таких случаях очень важно своевременно обеспечить оптимальную активизацию адаптивных возможностей и потребностей ребенка и его семьи. Мамы, папы, а также лица, их заменяющие, могут отказаться от обследования в соответствии с Положением о ПМПК. Но проблемы развития, обучения ребенка при этом остаются, никуда не исчезают. Мы подчеркиваем, что только  при адекватном восприятии родителями прогноза дальнейшего развития, воспитания, обучения и дальнейшей социальной адаптации ребенка может быть достигнута максимальная результативность рекомендаций ПМПК, контроль за реализацией которых также часть её деятельности.

Деятельность специалистов ПМПК затрагивает вопросы целостного здоровья детского населения России, как психического, так и физического, а значит, влияет и на перспективы развития нашей страны в целом.  И именно это  говорит о значимости сегодня такой структуры, как ПМПК.       


В мае  этого года специалисты Руднянского обособленного подразделения  ГБУ Волгоградского ППМС-центра повышали уровень профессиональной подготовки. Педагог - психолог Тарушкина О.А., социальный педагог Колесниченко Е.В., учитель-логопед Молчанова Н.В. прошли обучение на  курсах повышения квалификации в ГАУ ДПО «Волгоградской Государственной Академией Последипломного Образования» по дополнительной профессиональной программе « Психолого-педагогическое сопровождение семьи ребёнка - инвалида и семьи ребёнка с ОВЗ». Обучение реализовывалось в дистанционном формате с включением в онлайн-сессии.  По окончанию обучения все специалисты получили удостоверения о повышении квалификации.


В  конце мая 2021 года специалисты Руднянского обособленного подразделения ГБУ Волгоградского ППМС-центра прошли аттестацию педагогических работников государственных организаций Волгоградской области, осуществляющих  образовательную деятельность. Педагогу-психологу Тарушкиной О.А., социальному педагогу Колесниченко Е.В., учителю – дефектологу Меженской Н.В., учителю-логопеду Молчановой Н.В. установлена первая квалификационная категория согласно Приказу № 495 от 18.06.2021г. комитета  образования, науки и молодёжной политики Волгоградской области.


В период с 26 по 30 апреля 2021 года учитель-дефектолог Службы ранней помощи РОП  Антонова А.А. прошла обучение на  курсах  повышения квалификации по теме «Организация ранней коррекционной помощи детям с ОВЗ и инвалидностью и их семьям», которые были организованы в онлайн-режиме  ФГБНУ «Институт коррекционной педагогики Российской академии образования».

Хочется отметить, что  Волгоградскую  область на данных курсах представляли всего лишь 5 специалистов, в число которых была включена Анна Александровна. Участвовали в обучении все субъекты РФ.

Темы занятий:

- «Государственная политика в сфере оказания ранней коррекционной помощи детям и их семьям. Концепция развития ранней помощи в Российской Федерации. Перспективные направления»;

- «Ранняя помощь детям с ОВЗ. Построение отечественной системы ранней помощи детям с ОВЗ и их семьям: модели, формы, направления работы»;

- «Основные принципы, цели и задачи ранней помощи. Клиенты службы и команда специалистов. Междисциплинарное взаимодействие специалистов»;

- «Семья ребенка младенческого и раннего возраста с ОВЗ: особенности взаимодействия матерей и детей с разными видами дизонтогенеза. Особенности нервно-психического развития детей от рождения до трех лет» и т.д.

По окончанию обучения все специалисты прошли итоговое тестирование  и получили удостоверения о повышении квалификации.


Страницы 1,  23,  45678910111213141516171819202122232425262728, 29, 30